ТракторКомплектСервис

Двигатель.

КРИВОШИПНО-ШАТУННЫЙ МЕХАНИЗМ

Кривошипно-шатунный механизм необходим для преобразования возвратно-поступательного движения поршня во вращательное движение коленчатого вала.







Рис. 4. Дизель Д-245Л (продольный разрез):

1 — масляный картер; 2 — масляный насос; 3 — шкив коленчатого вала; 4 — ремень вентилятора; 5 — крышка шестерен распределения; 6 — вентилятор; 7—водяной насос; 8 — корпус термостата; 9 - поршневой палец; 10 — шатун; 11 — поршень; 12 — гильза цилиндра; 13 - колпак; 14 - крышка головки цилиндров; 15 — головка цилиндров; 16 — прокладка головки цилиндров; 17 — блок цилиндров; 18 — задний лист; 19 — маховик; 20 — противовес; 21 — коленчатый вал; 22 — масло-приемник; 23 - форсунка охлаждения поршня; 24 — коренные подшипники; 25 — шатунные подшипники; 26 — полость в шатунной щеке; 27 — шестерня распределения; 28 — шестерня привода насоса; 29 - зубчатый венец маховика; 30 - втулка шатуна; 31 — болт крепления маховика.

Механизм состоит из:
коленчатого вала 21 (см. рис. 4), шатунов 10, поршней 11, поршневых пальцев 9, поршневых колец 1 (рис. 6), коренных 24 (см. рис. 4), шатунных 25 подшипников, маховика 19.





Рис. 6. Поршень:

1 — компрессионные кольца; 2 — маслосъемное кольцо; 3 — нирезистовая вставка поршня; 4 — камера сгорания; 5 — поршневой палец; 6 — стопорное кольцо поршневого пальца; 7 — форсунки охлаждения днища поршня.

Коленчатый вал — полноопорный с четырьмя съемными противовесами 20, расположенными на первой, четвертой, пятой и восьмой щеках.

В шатунных шейках имеются полости 26 для центробежной очистки масла.

На передний конец коленчатого вала с помощью шпонок закреплены шестерня 27 распределения, шестерня 28 привода масляного насоса, шкив 3 привода водяного насоса. На заднем конце коленчатого вала размещен маховик 19 с зубчатым венцом 29.

Шатун. Нижняя головка шатуна 10 — разъемная и имеет расточку для установки вкладышей шатунного подшипника 25. В верхнюю головку запрессована втулка 30. Поверхности трения поршневого пальца 9 и втулки 30 смазываются через отверстие в верхней части шатуна и втулки.

Поршень 11 изготовлен из алюминиевого сплава, и на нем имеются три канавки под компрессионные кольца и одна — под маслосъемное. В днище поршня выполнена камера сгорания 4 (см. рис. 6).

Поршневые кольца. Комплект колец состоит из трех компрессионных 1 (см. рис. 6) и одного маслосъемного 2. Поперечное сечение первого компрессионного кольца выполнено в форме двухсторонней трапеции. Наружная поверхность кольца — бочкообразной формы с отшлифованными фасками. Оно установлено во вставку 3 из нирезиста (специальный сплав на основе никеля). Второе и третье компрессионные кольца — минутного типа с приработочным покрытием. Маслосъемное кольцо 2 — коробчатого типа со шлифованным профилем и спиральным расширителем.

Поршневые пальцы 5 — полые, от осевого перемещения удерживаются стопорными кольцами 6 в бобышках поршня.

Маховик 19 (см. рис. 4) выполнен из серого чугуна в виде диска. Он прикреплен к фланцу коленчатого вала семью болтами 31 с точной установкой на наружной поверхности фланца. На маховике имеются два штифта, работающих на срез при ослаблении крепления, и установлен зубчатый венец 29, в зацепление с которым входит шестерня включения редуктора пускового двигателя или шестерня включения стартера.

Для проверки и установки угла опережения подачи топлива в маховике выполнено отверстие (метка).

В процессе эксплуатации дизеля кривошипно-шатунный механизм не обслуживают. Продолжительность надежной работы механизма зависит от качества смазывания дизеля и выполнения рекомендаций по его пуску. Износ колец, гильз, поршней и клапанов определяется в значительной степени качеством очистки подаваемого в цилиндры воздуха. Выполнение требований по техническому обслуживанию системы воздухоочистки и смазочной системы — это гарантия снижения износов поверхностей трения в кривошипно-шатунном механизме.




ДАЛЬШЕ***** НАЗАД.