ТракторКомплектСервис

Двигатель.

Общее устройство

На тракторах МТЗ-100 иМТЗ-102 установлен четырехцилиндровый рядный четырехтактный дизель Д-245 с непосредственным впрыскиванием топлива, жидкостным охлаждением и турбонаддувом. Его номинальная мощность 77,2 кВт (105 л. с.) при частоте вращения коленчатого вала 2200 об/мин. Общий вид Д-245 показан на рисунках 1 и 2, а Д-245Л — на рисунках 3 и 4, их продольный и поперечный разрезы — на рисунках 4 и 7.



Различие между Д-245 и Д-245Л состоит в системе пуска: в первом — от электрического стартера, во втором — от пускового карбюраторного двигателя.

Дизель Д-245 создан на базе Д-240. Повышение его номинальной мощности до 77,2 кВт достигнуто за счет применения турбонаддува.

Уровень унификации с дизелем Д-240 составляет более 74%, а с учетом применения деталей на дизеле Д-240 с дизеля Д-245 (обратная унификация) его значение возрастает до 86,4%.

В связи с установкой турбокомпрессора ТКР-7С-4 полностью изменены такие детали дизеля Д-240, как выпускная труба, выпускной коллектор, воздушный фильтр и др. Для обеспечения высокой надежности работы модернизированы поршень, коленчатый вал, комплект поршневых колец, вкладыши коренные и шатунные, блок и головка цилиндров, механизм привода клапанов, топливный насос и фильтр, привод водяного насоса и др. Применен генератор мощностью 0,7 кВт (вместо 0,4 кВт), что обеспечило баланс электроэнергии на тракторе.

Дизель состоит из блока цилиндров, кривошипно-шатунного механизма, механизма газораспределения, смазочной системы, систем: питания топливом и воздухом, охлаждения, пуска, электрооборудования и турбонаддува.

В блоке цилиндров дизеля Д-245 имеются форсунки, подающие масло на днище поршней для обеспечения их оптимального температурного режима, дополнительные каналы для отвода газов из картерной части к сапуну, в конструкцию блока введены изменения, связанные с отводом масла из турбокомпрессора.

Применен более качественный материал для коленчатого вала и шатунов. Коренные и шатунные вкладыши трехслойные, из сплава АО-6 с приработочным покрытием.



Рис. 1. Дизель Д-245 (вид слева):

1 - рычаг управления топливным насосом; 2 -топливный насос; 3 — компрессор; 4 -патрубок водяного насоса; 5 - шланг системы отопления; 6 - форсунка; 7 - электрофакельный подогреватель; 8 - впускной коллектор; 9 - фильтр тонкой очистки топлива; 10 - фильтр грубой очистки воздуха (моноциклон); 11 - воздухоочиститель; 12 - стартер.





Рис. 2. Дизель Д-245 (вид справа):

1 — маслоизмерительный щуп; 2 — маслозаливная горловина; 3 — фиксатор; 4 — фильтр грубой очистки топлива; 5 — выпускной коллектор; 6 — турбокомпрессор; 7 — корпус термостата; 8 — центробежный масляный фильтр; 9 — генератор.





Рис. 3. Дизель Д-245Л:

1 — воздухоочиститель пускового двигателя; 2 — карбюратор; 3 — пусковой двигатель; 4 — стартер; 5 — регулятор пускового двигателя; 6—магнето; 7 — шестерня включения; 8 — рычаг муфты редуктора; 9 — редуктор пускового двигателя.





Рис. 4. Дизель Д-245Л (продольный разрез):

1 — масляный картер; 2 — масляный насос; 3 — шкив коленчатого вала; 4 — ремень вентилятора; 5 — крышка шестерен распределения; 6 — вентилятор; 7—водяной насос; 8 — корпус термостата; 9 - поршневой палец; 10 — шатун; 11 — поршень; 12 — гильза цилиндра; 13 - колпак; 14 - крышка головки цилиндров; 15 — головка цилиндров; 16 — прокладка головки цилиндров; 17 — блок цилиндров; 18 — задний лист; 19 — маховик; 20 — противовес; 21 — коленчатый вал; 22 — масло-приемник; 23 - форсунка охлаждения поршня; 24 — коренные подшипники; 25 — шатунные подшипники; 26 — полость в шатунной щеке; 27 — шестерня распределения; 28 — шестерня привода насоса; 29 - зубчатый венец маховика; 30 - втулка шатуна; 31 — болт крепления маховика.

Усилено крепление маховика к коленчатому валу семью болтами вместо шести на дизеле Д-240. Во фланце коленчатого вала выполнена расточка для установки одной из опор вала сцепления. В головке цилиндров предусмотрены вставные седла клапанов (рис. 5), изготовленные из износостойкого сплава. Стойки вала коромысел установлены на двух опорах с дополнительным болтом крепления, изменен подвод смазки к коромыслам клапанов, уплотнены впускные и выпускные клапаны. Применен модернизированный четырехсекционный насос высокого давления типа 4УТHM с противодымным пневмокорректором, а также легкосъемный фильтрующий элемент тонкой очистки топлива.



Рис. 5. Установка клапана дизеля Д-245:

1 — манжета; 2 — направляющая втулка клапана; 3 — клапан; 4 — вставное седло клапана.

Мощность, крутящий момент и расход топлива изменяются в зависимости от атмосферных условий, которые характеризуются температурой, влажностью, барометрическим давлением воздуха.

Нормальными условиями эксплуатации считаются:
температура окружающего воздуха плюс 20°С, барометрическое давление 101,3 кПа (760 мм рт. ст.), относительная влажность воздуха 50%, плотность топлива при температуре окружающего воздуха плюс 20°С — 0,83 т/м3, а его температура — плюс 20°С.




ДАЛЬШЕ***** НАЗАД.